Чайные домики: китайское искусство чаепития


Чайный домик - это место, где разрешаются любые конфликты. Согласно обычаю «чипиньча», оппоненты не имеют права разговаривать во время чаепития в агрессивном тоне, даже если нужно доказать свою правоту. Тот, кто нарушает условия чайной церемонии, должен заплатить за чай.

Первые чайные дома приобрели распространение в эпоху Тан, и расцвели во время правления династии Сун. Особо востребованы чайные домики стали в южных регионах Китая, где каждый из них отличался не только подаваемыми сортами чая, но и имели общественное значение. При этом культура чайных домов тесно связана с культурным наследием отдельных провинций Китая. 

Башу и чайные домики в Сычуани 

Одним из первых регионов возделывания чайной культуры в Китае стал Башу, но местные жители и сегодня относят чаепитие к любимым и приятным занятиям. Чайные домики в центре Сычуани – Чэнду отличаются вместительностью, но их непременное условие - высокий уровень обслуживания. В чайных домах Сычуани много внимания уделяется внешнему оформлению, высококачественным сортам чая, правильным чайным сервизам и, конечно же, мастерству приготовления бодрящего целебного напитка. Традиционно в чайных домах Башу напиток подают в ярко-красных чайниках из меди, на подносах из жести, а разливают в фарфоровые чашки с крышечками, причем из фарфора, созданного в Цзиньдэчжэне. В чайных Башу предлагались прессованный чай в форме чаши и прислуживали профессионалы чайного дела.  

Чайные домики Ханьчжоу 

С началом эпохи Южной Сун в Ханьчжоу развивается культура чаепития. Именно тогда в городе распространяется конфуцианство. В древних трактатах повествуется о чайных домах, декорированных сезонными цветами и живописью, а кроме сортового чая, в них предлагали суп и вино. Причем летом пользовалось спросом вино из сливовых лепестков, а зимой лейча – чай из дробленых листьев камелии китайской, рисовых цветов, кунжута и прочих составляющих, возбуждающих аппетит. 

Сегодня в Ханьчжоу меньше чайных домиков, но их отличительной особенностью являются высокое качество воды и атмосфера, которую создают в этих заведениях. Лучшим сортом чая в Ханьчжоу считается Лунцзин, и в чайных домиках этого региона его приготовление приравнивается к искусству, а атмосфера отличается утонченностью и возвышенностью, пропитанной духом буддизма. 

Чайные домики Тяньцзини

Тяньзинь официально стал  городом с окончанием правления Цзинь и Юань, и его основным предназначением стало удовлетворение нужд Большого Канала.

Как и в чайных домах китайской столицы, в заведениях Тяньцзин, помимо чая, предлагали прохладительные напитки, также там слушали оперные арии, выступали пророки, сказители и барды. Некоторые посетители приходили в чайные дома, чтобы найти работу и, таким образом, заведение становилось этакой биржей труда. 

Чайные домики в Пекине

Столичные чайные домики разнились многообразным дизайном, так как отображали многие чайные традиции регионов Китая, но помимо этого несут важную общественную и культурную задачу. В Пекине каждый чайных домик получил свое название и традиции. Так большие чайные называют «дачагуань», а домики, где не полагается десерт к чаю – «цинчагуань». «Шучагуань» называют чайные, где выступают рассказчики, артисты и предсказатели. Дома, где помимо чая, предлагают вино и «серьезные» блюда, носят название «эрхунпу». Чайные домики с багряными печами называют «хунлугуань», а пригородные чайные с лотками и торговыми киосками получили название «ечагуань». 

В Китае, как и много веков назад, современные чайные домики остаются средоточием общения и установления контактов людей разных слоев населения, тем самым выполняя важную социальную функцию.